More selected projects

Введение

Важная проблема подросткового периода — выбор профессии. И если в детском возрасте все мы мечтаем, кем будем, когда вырастем, то в 10-11 классе выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений и сомнений.

В жизни каждого человека существуют моменты, когда он вынужден делать выбор. Но выбор будущей профессии осложняется отсутствием какого-либо жизненного опыта. Как выбрать профессию, кем стать, чтобы через некоторое время не жалеть о своем выборе? Это главная проблемакак выпускника общеобразовательной школы, так и выпускника Школы «Дизайн моды».

Цель данного проекта: содействие в выборе профессии обучающимся Школы «Дизайн моды» в соответствии с требованиями времени, востребованностью на рынке труда и индивидуальными особенностями выпускника.

Задачи, которые необходимо решить в процессе работы над проектом:

1. Определить факторы, влияющие на выбор профессии.

2. Изучить спрос на рынке труда.

3. Подготовить информацию о ВУЗах и других учебных заведениях в России и Кемеровской области.

4. Провести анкетирование выпускников и их родителей, сделать анализ.

5. Обобщить опыт работы по профессиональному самоопределению в детском объединении «Швейная мастерская».

6. Разработать буклеты и брошюры в помощь обучающимся при выборе профессии.

Методы работы над проектом:

· сбор информации по теме: «Выбор профессии»;

· изучение спроса на рынке труда;

· анкетирование и анализ.

Планируемые результаты реализации данного проекта:

— приобретение навыков самостоятельной работы со специальной литературой и Интернет-ресурсами;

— приобретение опыта работы с анкетами, социальными опросами и анализом полученных результатов;

— выявление индивидуальных способностей, мониторинг творческих достижений выпускников Школы «Дизайн моды»;

— оформление портфолио выпускников;

— разработка буклетов и брошюр для выпускников.

План реализации проекта

Содержание деятельности

Даты

Ответственные

1

Определение проблемы проекта. Разработка плана.

Октябрь 2013г.

Руководитель проекта

2

Поиск информации по теме: «Выбор профессии».

Октябрь 2013г.

Шаболина Валерия

Павленова Валентина

3

Изучение спроса профессий, востребованных на рынке труда.

Октябрь 2013г.

Шаболина Валерия

Павленова Валентина

4

Анкетирование старшеклассников и их родителей. Анализ.

Ноябрь 2013г.

Все участники проекта

5

Изучение факторов, влияющих на выбор профессии.

Ноябрь 2013г.

Васковская Надежда

6

Сбор информации о профессиях, связанных с индустрией моды.

Ноябрь 2013г.

Мартыненко Алина

7

Сбор информации об учебных заведениях России и Кемеровской области по профессиям, связанным с индустрией моды

Декабрь 2013г.

Васковская Надежда

Павленова Валентина

8

Оформление портфолио выпускников Школы «Дизайн моды».

Декабрь 2013г.

Все участники проекта

9

Оформление портфолио проекта.

Январь 2014г.

Мартыненко Алина

Шаболина Валерия

10

Разработка и распространение брошюр и буклетов.

Январь 2014г.

Васковская Надежда

Павленова Валентина

11

Презентация проекта.

Январь 2014г.

Руководитель проекта Ермакова И.В.

1. Факторы, влияющие на выбор профессии

Что такое профессия? Профессия — вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации). Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни.

Существует три главных критерия, которым должна соответствовать профессия:

— профессия должна быть интересной;

— профессия должна соответствовать возможностям ;

— профессия должна открывать перспективу трудоустройства по специальности.

Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «хочу», «могу», «надо».

Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте.

Могу — это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности.

Надо — это спрос на профессию, потребность в ней общества.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно , чтобы стороны были действительно равны.

Чтобы скорректировать профессиональный выбор, можно использовать различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

До поступления в учебное заведение желательно определить тип будущей профессии. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (предмет труда). Рассмотрим некоторые из таких типов:

Человек — техника: строитель, технолог, летчик, шофер. конструктор.

Человек — природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.

Человек — человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач, продавец, учитель, парикмахер.

Человек — художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.

Человек — знаковая система: программист, экономист, оператор,

переводчик, математик.

При выборе специальности очень важно соответствие между врожденными способностями, особенностями и возможностями человека и характеристиками профессии.

К каждому типу профессий отнесены определенные профессии и специальности с профессиограммами по каждой из них. Профессиограмма -описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.
Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

· Презентация профессии Тип и класс профессии

· Содержание деятельности

· Требования к знаниям и умениям специалиста

· Требования к индивидуальным особенностям специалиста

· Условия труда

· Медицинские противопоказания

· Базовое образование

· Пути получения профессии

· Области применения профессии

· Перспективы карьерного роста.

 

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные морально-волевые качества» — например, корректору важно внимание, дизайнеру — наличие образного мышления. Так же, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если вы общительны, то вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы, то вы не сможете выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

2. Рынок труда

Рынок труда — это отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы. Например, директор школы, принимая на работу учителя, «покупает» его способность преподавать тот или иной предмет. Учитель, соответственно, «продает»свои знания, умения и навыки; их стоимостью является заработная плата.

На рынке труда есть востребованные профессии, а есть в данное время спросом не пользующиеся. Востребованность профессии во многом зависит от региона. Городскому жителю нетрудно найти работу в сфере обслуживания — торговле, общественном питании, индустрии развлечений.

Профессия учителя, врача относится к разряду «вечных». В здравоохранении и образовании всегда нужны специалисты. Большим спросом пользуются рабочие специальности: слесари, маляры, токари.

Рынок труда переполнен специалистами умственного труда, а в промышленности работать некому. В настоящее время возрождаются текстильная, пищевая, обувная, мебельная отрасли. Поэтому рабочие специальности становятся все более востребованными.

Чтобы сделать правильный выбор и не пополнить штат дипломированных безработных, необходимо иметь представление о рынке труда, изучить информацию о востребованных профессиях и условиях работодателей.

Типичные ошибки при выборе профессии

 

  • Незнание мира профессий
  • Незнание себя
  • Незнание правил выбора профессии

В настоящее время существуют следующие источники информации: газеты, журналы, справочники для поступающих, телевидение, радио, видеофильмы, Интернет. Кроме того, источниками информации могут быть ваши родители, знакомые, специалисты интересующей вас профессии.

Когда выпускники школ не знают, какую профессию выбрать, то, как правило, поддаются общественному мнению. Так, несколько лет назад подавляющее большинство выпускников ринулись обучаться юридическому и экономическому делу, потому что эти профессии были модными и востребованными. В итоге рынок вакансий переполнился юристами и экономистами.

Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что востребованность зависит от многих факторов, таких, как политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона.

Топ востребованных профессий меняется каждые пять лет. Это означает, что поступив сегодня на самый престижный факультет, через пять лет можно оказаться дипломированным безработным.

Рейтинг наиболее востребованных и престижных профессий в России в настоящее время по статистическим данным выглядит так:

Рейтинг наиболее востребованных профессий в России в настоящее время

1. Программист;

2. Секретарь-референт со знанием иностранных языков;

3.Инженер-технолог;

4.Бухгалтер;

5.Дизайнер;

6.Менеджер по продажам;

7. Менеджер по рекламе;

8. Менеджер офиса;

9. Юрист;

10. Логистик.

Рейтинг наиболее востребованных профессий в России в ближайшем десятилетии

1.Инженер-строитель;

2.IT-специалист;

3. Менеджер по продажам;

4. Переводчик и лингвист;

5. Специалист по нанотехнологиям;

6. Медицинский работник;

8. Специалист по социологии, психологии;

9. Технологический брокер (специалист, работающий на стыке науки и бизнеса);

10. Социолог.

Кроме того, престижность некоторых специальностей зависит от географического положения, места проживания.

Рейтинг наиболее востребованных профессий  по Кемеровской области в настоящее время

  1. Инженер
  2. Специалист и разработчик компьютерного аппаратного обеспечения
  3. Специалист в области нанотехнологий
  4. Специалист, совмещающий электронику и биотехнологии
  5. Маркетолог
  6. Специалист в области сервиса
  7. Эколог
  8. Логист
  9. Медицинский работник
  10. Химик
  11. Сталевар
  12. Швея
  13. Каменщик
  14. Флорист
  15. Энергетик
  16. Машинист

Вывод:чтобы сделать правильный выбор профессии, необходимо иметь представление о рынке труда, изучить информацию о востребованных профессиях и условиях работодателей.

3. Опрос обучающихся Центра дополнительного образования детей

Анкета для старшеклассников «Выбор профессии»

Вопросы

Да

Нет

1.

Выбрал ли ты свою будущую профессию?

19 чел.-70%

8 чел.-30%

2.

Что тебя в ней привлекает:

а) социальная престижность;

б) заработная плата;

в) возможность сделать карьеру;

г)возможность командовать другими;

д) творческий характер работы;

е) сложность профессии;

ж) возможность общения с людьми;

з) возможность приносить людям пользу.

67%

67%

67%

30%

41%

26%

44%

63%

 

3.

Наметил ли ты пути ее получения?

20 чел.-74%

7 чел.-26%

4.

Из каких источников ты получаешь информацию о будущей профессии:

а) родители;

б) родственники:

в) друзья;

г) СМИ;

д) педагоги;

е) знакомые.

67%

33%

37%

70%

41%

37%

 

5.

Есть ли у тебя родственники или знакомые, которые работают по выбранной тобой профессии?

9чел.-33%

18 чел.-26%

6.

Есть ли у тебя друзья, которые намерены выбрать ту же профессию?

12 чел.-33%

15 чел.-67%

7.

Согласны ли твои родители с твоим выбором профессии?

22 чел.-81%

5 чел.-19%

8.

Будешь ли ты учитывать их мнение?

16 чел.-59%

11 чел.-41%

9.

Как ты готовишься к поступлению в ВУЗ?

а) знакомишься с учебными заведениями и правилами поступления;

б) интересуешься требованиями к будущей профессии;

в) изучаешь индивидуальные особенности своей личности;

г) усиленно занимаешься с репетиторами.

81%

88%

44%

30%

 

Анкета для родителей «Выбор профессии»

Вопросы

Ответы

1.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сам определился с выбором профессии? или оказываете на него давление?

Чтобы сам определился:

27 чел.-100%

2.

Вы знаете, в каких областях ваш сын (дочь) имеет особые способности?

Да, знаем: 27 чел.-100%

3.

Ваш сын (дочь) обязательно должен поступить в высшее учебное заведение или могут быть другие варианты?

В ВУЗы: 18 чел.-65%

Могут быть другие варианты: 9 чел.-35%

4.

Ваш сын (дочь) уже пытается сделать выбор в пользу какой-либо профессии или » плывет по течению»?

Пытается сделать выбор: 27 чел.-100%

5.

Вы помогаете каким-либо образом сыну (дочери) сориентироваться в мире профессий?

Да, помогаем: 22 чел.-81 %

6.

Настаиваете ли Вы на том, чтобы Ваш сын (дочь) продолжили Вашу профессию, дело вашей жизни?

Нет, не настаиваем:

27 чел.-100%

Анализ результатов опроса

Проанализировав результаты ответов на вопросы анкеты, мы пришли к выводам, что большинство респондентов уже сделали выбор в пользу какой-либо профессии, изучают в каких учебных заведениях можно получить выбранную специальность, знакомятся с правилами поступления; интересуются требованиями, которые предъявляются к профессии; изучают индивидуальные особенности своей личности. Многим старшеклассникам не хватает знаний о мире профессий, востребованности на рынке труда, о своих способностях и личных качествах, которые помогли бы сделать правильный выбор.

4. Словарь профессий, связанных с индустрией моды

Несмотря на то, что профессии, связанные с индустрией моды, не входят в десятку востребованных на рынке труда, эти специальности всегда нужны населению как крупных городов, так и таких небольших, как наш город. Обучение в Школе «Дизайн моды» помогает девочкам определиться, хотят ли они связать свою жизнь, трудовую деятельность с такими специальностями, как дизайнер, художник-модельер, швея, хореограф или стилист. Наш проект может оказать информационную или консультативную помощь заинтересованным в выборе будущей профессии старшеклассникам.

· Дизайнер одежды — специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
· Художник-модельер — разрабатывает эскизы новых моделей одежды, ведет поиск новых композиционных приемов; создает новые художественные образы, выполняет иллюстрационные материалы, вместе с конструктором занимается внедрением в производство новых моделей, участвует в смотрах и конкурсах.
· Швея производит изделия бытового и технического назначения из тканей, трикотажного полотна, искусственной и натуральной кожи и др. материалов, проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, вспомогательного материала, следит за качеством швов, регулирует машину, меняет шпульки.
· Закройщик — помогает в выборе фасона изделия, зарисовывает выбранный вариант, составляет паспорт заказа, снимает необходимые мерки с заказчика, изготавливает лекала для раскроя, проверяет качество ткани и готовит ее к раскрою, раскраивает, перекраивает, осуществляет примерки.
· Модельер-конструктор — разрабатывает новые модели одежды, обуви, головных уборов, галантереи, подготавливает необходимые методические и иллюстративные материалы, осуществляет контроль за изготовлением изделий в массовом производстве, на отдельные виды изделий создает базовую конструкцию модели с рекомендациями для разработки на их основе серии моделей, участвует в смотрах и выставках моделей. ,
· Учитель технологии и предпринимательства — формирует у учащихся необходимые им в быту трудовые навыки, учит обращаться с производственными инструментами, станками и вспомогательным оборудованием. Задача учителя — на примерах показать, какие изделия можно изготовить из различных материалов, как при этом сэкономить их, какие знания нужны для выполнения работы. Девочки занимаются обслуживающим трудом, они получают начальные сведения по кулинарии, шитью и вязанию.
· Технологспециалист, который возглавляет цех по пошиву одежды.
· Скорняк специалист по изготовлению изделий из меха.
· Визажист- главная задача визажиста не только создать определенный образ, но подчеркнуть достоинства лица человека и скрыть недостатки. Работая с лицом, визажист должен учитывать природные данные клиента, знать, что нужно подчеркнуть с помощью макияжа, а что скрыть. Профессионал должен знать, какие цвета и текстуры подходят под данный тип внешности костюм, образ, уместны для данного времени суток, года, события.
· Парикмахер— мастер по прическам, стрижкам, покраске, уходу за волосами .
· Стилист — специалист по созданию индивидуального образа человека (макияж, прическа, одежда), личного стиля.
· Хореограф — основная цель деятельности хореографа: обучение танцам, постановка и создание танцев с участием танцевальных коллективов, постановка дефиле для показов коллекций одежды.

Информация об учебных заведениях в России и Кемеровской области по профессиям, связанным с индустрией моды

 

1. Филиал Российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г.Кемерово.

Технологический факультет текстильной промышленности:

квалификация инженер-технолог.

Технологический факультет легкой промышленности:

квалификация инженер-конструктор.

Адрес: г.Кемерово, пр.Ленина,25″А», тел.28-08-87.

2.Филиал Российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г.Барнаул.

Технологический факультет текстильной промышленности:

квалификация инженер-технолог.

Технологический факультет легкой промышленности:

квалификация инженер-конструктор.

Адрес: г.Барнаул, пр.Ленина, 54, тел.22-61-42.

3. Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологии (филиал).

Специальности: дизайн, технология швейных изделий, конструирование швейных изделий, технология кожи и меха, конструирование изделий из кожи. Форма обучения очная, заочная.

Адрес: г.Новосибирск, ул. Потанинская, 5, тел.22-20-74.

4. Новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса.

Специальности: дизайн, моделирование и конструирование швейных изделий, технология швейных изделий.

5. Новокузнецкий государственный педагогический институт.

Специальности: технология и предпринимательство.

Адрес: г.Новокузнецк, пр.Пионерский,13, тел.44-31-36.

6. Омский государственный педагогический университет.

Специальности: дизайн.

Вступительные экзамены: композиция, живопись, русский язык.

Форма обучения: очная, заочная, вечерняя.

Адрес: г. Омск, наб.Тухачевского, 14, тел.23-60-20.

7. Кемеровский педагогический колледж.

Специальность: педагог дополнительного образования в области технического творчества, хореографии, изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Творческие экзамены: хореография и ИЗО.

Адрес: г.Кемерово, пр.Ленина, 126а, тел.53-93-07.

8. Кемеровский архитектурно-строительный техникум.

Специальность: дизайн.

Адрес: г.Кемерово, ул.Коммунистическая, 109, тел.25-69-34.

9. Юргинский технологический колледж.

Специальность: технология швейных изделий, моделирование и конструирование швейных изделий, косметика и визажное искусство.

Адрес: г.Юрга, ул.Заводская, 18, тел.5-37-00.

10. Беловский педагогический колледж.

Специальность: педагог дополнительного образования в области технического творчества, хореографии, изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Творческие экзамены: хореография и ИЗО.

Адрес: г.Белово, ул.Советская, 30, тел.2-80-19.

11. Томский институт бизнеса.

Специальность: дизайн.

Адрес: г.Томск, ул.Заливная, 16, тел.53-00-87.

12. Кузбасская государственная педагогическая академия.

Технолого-экономический факультет.

Специальности: учитель технологии и предпринимательства.

Адрес: г.Новокузнецк, пр.Пионерский, 13, тел.74-72-71.

13. Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова.

Конструирование изделий легкой промышленности: квалификация закройщик, модельер-конструктор, дизайнер по костюму, художник-консультант в домах моды и ателье.

Технология изделий легкой промышленности: квалификация мастер, технолог, начальник цеха, руководитель производства.

Адрес: г.Барнаул, пр.Ленина, 46, тел.29-07-29.

14. Горно-Алтайский технологический техникум сервиса.

Специальности: моделирование и конструирование швейных изделий, технология швейных изделий.

Адрес: г.Горно-Алтайск, Коммунистический проспект, 121, тел.2-64-02.

15. Новосибирский государственный педагогический университет.

Специальности: дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, технология.

Адрес: г.Новосибирск, ул.Вилюйская, 28, тел.244-06-86.

16. Кузнецкий техникум сервиса и дизайна.

Специальности: дизайн, конструирование, моделирование. технология швейных изделий.

Адрес: г.Новокузнецк, ул.Покрышкина, 36, тел.46-24-83.

17. Национальный институт моды.

Специальность: дизайн.

Адрес: г.Москва, ул.Электрозаводская,23, тел.7468834.

18. Сочинский институт моды, бизнеса и права.

Специальности: дизайн костюма, дизайн среды, графический дизайн.

Адрес: г.Сочи, ул.Парковая, 17, тел.64-60-27.

19.Уфимский государственный институт сервиса.

Специальность: дизайн одежды.

Адрес: г.Уфа, ул.Чернышевского, 145, тел.28-91-34.

20.Ивановская государственная текстильная академия.

Специальности: художественное проектирование костюма, художественное проектирование текстильных изделий.

Адрес: г.Иваново, пр.Ф.Энгельса, 21, тел.35-78-29.

21.Казанский государственный технологический университет. Институт технологий промышленности, моды и дизайна.

Специальности: технология и конструирование швейных изделий и изделий из кожи, дизайн, художественное проектирование костюмов.

Адрес: г.Казань, ул.К.Маркса, 68, тел.231-42-16.

22. Московский государственный университет дизайна и технологии.

Специальности: дизайн, технология швейного производства, технология изделий из кожи.

Адрес: г.Москва, ул.Садовническая, 33, тел.9515801.

23. Ростовская государственная академия архитектуры и искусства.

Специальности: дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художественное проектирование костюма.

Адрес: г.Ростов-на-Дону, Буденовский пр-т, 39, тел.2390955.

6. Профессиограммы на профессии, связанные с индустрией моды

Дизайнер одежды

Содержание труда

Специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Необходимые профессиональные навыки и знания

· наличие навыков кройки и шитья;
· знание истории костюма, разных стилей и направлений в дизайне;
· наличие художественных способностей;
· наличие развитого художественного вкуса, чувства меры и стиля;
· знание особенностей пошива и его разновидностей;
· знание всех этапов процесса изготовления одежды, обуви, аксессуаров;
· оригинальный взгляд на ситуации, предметы.

Личные качества

· наличие образного мышления;
· коммуникабельность;
· креативность;
· усидчивость;
· трудолюбие;
· терпение.

Место работы

· швейные фабрики;
· дома мод;
· бутики.

Обучение

Среднее и высшее специальное образование можно получить в специализированных и художественных училищах, институтах моды, искусства и художественных институтах.

Учитель технологии и предпринимательства

Содержание труда
Учитель формирует у учащихся необходимые им в быту трудовые навыки, учит обращаться с производственными инструментами, станками и вспомогательным оборудованием. Задача учителя труда — на примерах показать, какие изделия можно изготовить из материалов, как при этом сэкономить их, какие знания нужны для выполнения работы. Девочки занимаются обслуживающим трудом, они получают начальные сведения по кулинарии, шитью и вязанию.
Должен знать
Основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений.
Профессионально важные качества

  • практичность;
  • хозяйственность;
  • владение большим спектром ручных навыков;
  • широкая эрудиция;
  • высокая внутренняя культура;
  • организаторские способности;
  • умение общаться с детьми;
  • умение понятно объяснять;
  • терпение;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания

  • нервные и психические заболевания;
  • открытая форма туберкулеза;
  • кожные и инфекционные заболевания.

Пути получения профессии: ВУЗы.

Художник-модельер

Содержание труда

Разрабатывает эскизы новых моделей одежды, ведет поиск новых композиционных приемов; на основе использования и развития прогрессивных традиций национального искусства создает новые художественные образы, выполняет иллюстрационные материалы, вместе с конструктором занимается внедрением в производство новых моделей, участвует в смотрах и конкурсах.

Должен знать

Рисунок, живопись, основы композиции, современные материалы, технологию производства, основы моделирования и конструирования одежды.

Профессионально важные качества

  • пространственное воображение;
  • развитый художественный вкус;
  • глазомер.

Медицинские противопоказания

  • заболевания органов зрения;
  • нарушение координации движения рук;
  • дальтонизм.

Пути получения профессии: высшие учебные заведения, академии.

Стилист

Содержание труда

Стилист должен подобрать, стилистически и композиционно объединить все детали гардероба в расчете на конкретного человека, учитывая тип его фигуры, черты лица, образ жизни, особенности характера.

Должен знать

Теория по типам в психологии цвета (цветометрии), по подбору прически и видам макияжа с использованием изобразительных и технических средств.

Профессионально важные качества

  • концентрированность внимания;
  • способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • интуитивное мышление;
  • творческое мышление;
  • тактильная память;
  • эмоциональная память;
  • навыки точной манипуляции и ловкость;
  • твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
  • переносимость статических физических нагрузок;
  • умение импровизировать;
  • умение предвидеть результат;
  • чувство гармонии;
  • развитый эстетический и художественный вкус.

Медицинские противопоказания

  • употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • расстройства слуха;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • тремор рук;
  • расстройства координации движений;
  • расстройства речи;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • аллергии;
  • кожные заболевания;
  • выраженные физические недостатки.

Пути получения профессии

Профессии обучают специализированные курсы, школы, учебные центры, студии.

Швея

Содержание труда

Производит изделия бытового и технического назначения из тканей, трикотажного полотна, искусственной и натуральной кожи и др. материалов, проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, вспомогательного материала, следит за качеством швов, регулирует машину, меняет шпульки.

Должен знать

Виды тканей, их пошивочные свойства, способы их обработки, технологию швейного производства.

Профессионально важные качества

• усидчивость;

• аккуратность;

• терпение;

• хорошие зрение и глазомер;

• устойчивость внимания;

• ловкость и быстрота рук;

• конструктивное воображение.

Медицинские противопоказания

• плохое зрение;

• непереносимость монотонности;

• нарушение координации рук;

• болезни позвоночника.

Закройщик

Содержание труда

Помогает в выборе фасона изделия, зарисовывает выбранный вариант, составляет паспорт заказа, снимает необходимые мерки с заказчика, изготавливает лекала для раскроя, проверяет качество ткани и готовит ее к раскрою, раскраивает, перекраивает, осуществляет примерки.

Должен знать

Современные направления моды, прогрессивные методы конструирования и раскроя, принципы художественного оформления одежды, типы телосложения людей, способы устранения дефектов на изделии, организацию пошива.

Профессионально важные качества

• точный и объемный глазомер;

• твердость руки;

• наблюдательность;

• способности к рисованию, черчению;

• эстетическое чутье;

• художественный вкус;

• творческое воображение;

• эмоциональная устойчивость;

• коммуникативные способности.

Медицинские противопоказания

• плохое зрение;

• нарушение координации движений рук;

• тремор рук;

• нервные и психические заболевания.

Технолог

Содержание труда

Обеспечивает проведение технологического процесса на производстве, анализирует и контролирует качество сырья, материалов, готовой продукции, проводит необходимые технологические расчеты и оформляет техническую документацию, выявляет причины брака продукции, разрабатывает меры по его предупреждению и ликвидации, осуществляет контроль за соблюдением правил ТБ.

Должен знать

Структуру, свойства и ассортимент материалов, основное технологическое оборудование и принципы его работы, нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, виды брака и методы его предупреждения, руководящие материалы по оформлению технической документации.

Профессионально важные качества

• аналитические способности;

• логическое мышление;

• самостоятельность;

• твердость характера;

• организаторские и коммуникативные способности.

Медицинские противопоказания:

• выраженные заболевания нервной системы;

• психические заболевания.

Квалификационные требования: ВУЗы, колледжи.

Модельер-конструктор

Содержание труда

Разрабатывает новые модели одежды, обуви, головных уборов, галантереи, подготавливает необходимые методические и иллюстративные материалы, осуществляет контроль за изготовлением изделий в массовом производстве, на отдельные виды изделий создает базовую конструкцию модели с рекомендациями для разработки на их основе серии моделей, участвует в смотрах и выставках моделей.

Должен знать

Методику конструирования изделий, моделирования, технического размножения лекал, основные свойства материалов, технологию производства и его оборудование, экономику и организацию, перспективные направления моды, должен иметь художественные знания.

Профессионально важные качества

• художественный вкус;

• точный глазомер;

• сформированность зрительных образов;

• чувство цвета.

Квалификационные требования

Высшее и среднее специальное образование.

Медицинские противопоказания

• снижение остроты зрения;

• нарушение координации движений рук.

Хореограф

Содержание труда

В обязанности хореографа входят:

• проведение занятий по обучению основам хореографии, отработка техники исполнения;

• постановка танцев (воспроизведение и создание новых, не существовавших ранее вариантов), а именно – создание художественного целостного образа танца, разработка танцевальных движений, подбор музыки, костюмов, грима, декораций;

• обеспечение выступлений танцевального коллектива в концертных и праздничных программах.

Таким образом, основная цель деятельности хореографа – обучение танцам, постановка и создание танцев с участием танцевальных коллективов, постановка дефиле для показов коллекций одежды,

Психофизиологическую напряженность в работу хореографа могут вносить следующие факторы:

• высокие физические и эмоциональные нагрузки;

• повышенная моральная ответственность;

• необходимость постоянно ставить перед собой и коллективом и решать новые задачи, требующие принятия нестандартных, оригинальных решений;

• необходимость работать с навязанными, вынужденными темпом и ритмом труда (репетиции, просмотры);

• наличие фона постоянной «связанности с работой»;

• ненормированный график, в т.ч. работа в ночные смены – праздники, выходные дни.

Требования профессии к индивидуальным способностям и особенностям специалиста

• нервно-психическая устойчивость;

• хорошая физическая подготовка;

• музыкальные способности;

• эмоциональная подвижность;

• творческое, образное мышление;

• развитое воображение;

• сенсомоторная (двигательная), образная память;

• внешние данные (рост, объемы).

Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста

• стрессоустойчивость;

• умение управлять собой, личная организованность;

• коммуникативные и организаторские способности;

• воля;

• терпение;

• необходимость поддерживать себя в хорошей физической форме.

Медицинские противопоказания

Работа хореографа не рекомендуется людям с заболеваниями:

• опорно-двигательного аппарата;

• нервно-психическими;

• сердечно-сосудистыми;

• хроническими инфекционными;

• верхних дыхательных путей;

• слухового и зрительного анализаторов;

• речеголосового аппарата.

Необходимы знания по русскому языку и литературе, истории в рамках школьной программы, танцевально-музыкальные способности. Но основным является ранняя допрофессиональная подготовка.

Пути получения профессии

Профессии хореографа обучают в учреждениях культуры среднего и высшего профессионального образования.

Родственные профессии

Режиссер хореографии, тренер по спортивным танцам , балетмейстер.

Парикмахер

Общая характеристика труда

Осуществление стрижки, бритья, окрашивания и других видов стрижки, используя ручные и электрические машинки, ножницы различной величины (в том числе филировочные), расчески и другой инструмент: бритье безопасными и филировочными бритвами: мытье и окраска волос различными типами шампуней и красителями, перекисью и др. Выполнение завивки и перманента, учитывая тип и состояние волос: выполнение укладки различными способами (мокрым, горячим, химическим). Поддержание санитарно — гигиенического состояния рабочего места, изучение и освоение новых модельных стрижек, реактивов и инструмента.

2. Требования профессии к качеству подготовки

Знания:

Знание свойств и особенностей разных типов волос, способов их обработки. Знание приемов стрижки, завивки, укладки, окраски волос, бритья. Знание способов закрепления причесок, свойств и способов применения химических реактивов, красителей и инструментов. Способов зрительного уменьшения (увеличения) отдельных частей клиента.

Умения и навыки:

Навык работы со всем набором инструментов и парфюмерии, умение общаться с клиентом, быть приятным собеседником, поддерживать престиж фирмы, умение сформировать целостное представление о клиенте с целью выбора наиболее подходящей модели.

3. Требования профессии к личностным качествам

Интересы и склонности:

Склонность к работе в сфере обслуживания, к общению с людьми, эстетические наклонности, увлечение модой.

Профессионально важные качества:

Общительность, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, тактичность. Высокий уровень зрительного и тактильного восприятия, произвольное и устойчивое внимание, хорошее запоминание формы причесок. Хорошая координация движения рук, уверенное и спокойное выполнение малых операций обеими руками.

4. Медицинские противопоказания

Остеохондроз в тяжелой форме. Плоскостопие в тяжелой форме, заболевания суставов. Все виды кожных заболеваний. Бронхиальная астма. Кровяные инфекции (малярия, гепатит В, СПИД и др.). Варикозное расширение вен, нарушение зрительного восприятия, связанное с потерей зрения более чем на 50 %.

Визажист

Содержание труда

Основная цель деятельности визажиста – косметическая корректировка и украшение лица; выделение, подчеркивание отдельных черт лица с помощью косметических средств; создание неповторимого индивидуального внешнего облика человека; проведение консультаций по пользованию декоративной косметикой.

Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста

· нервно-психическая устойчивость;

· физическая выносливость;

· творческое воображение;

· хорошая образная память;

· правильное цветоразличение и глазомер;

· высокая координация движений кистей и пальцев рук.

Требования профессии к личностным способностям

· умение управлять собой;

· коммуникативные способности;

· наблюдательность;

· тактичность;

· аккуратность;

· чистоплотность;

· эстетический вкус.

Медицинские противопоказания
Работа визажиста не рекомендуется людям с заболеваниями:

· нервно-психическими;

· опорно-двигательного аппарата (руки);

· органов дыхания;

· хроническими инфекционными;

· кожными;

· аллергическими;

· зрительного анализатора

Образование
Необходимы знания по анатомии, ИЗО в рамках школьной программы.

Пути получения профессии
Профессии визажиста обучают в учреждениях начального и среднего профессионального образования или на курсах повышения квалификации.

7. Профессиональное самоопределение старшеклассников в детском объединении «Швейная мастерская»

 

В детском объединении «Швейная мастерская» в течение учебного года проводятся мероприятия, которые помогают нам, старшеклассникам, в профессиональном самоопределении. Это такие мероприятия, как:

· анкетирование обучающихся и их родителей;

· беседы с педагогом о выборе профессии;

· консультации педагога о профессиях, связанных с индустрией моды;

· деловые игры (См.приложение 2)

· конкурсно — игровые программы (См.приложение 4)

· мастер — классы (См.проложение1,3)

· встречи с профессионалами;

· встречи с выпускниками Школы «Дизайн моды» прошлых лет.

Обучаясь в Школе «Дизайн моды», мы постигаем азы закройного дела и портновского ремесла, основы композиции костюма, дизайна, сценического движения и актерского ремесла. В процессе проектирования коллекций одежды успеваем попробовать себя в разных областях профессий: от модельера, закройщика и швеи до стилиста, парикмахера, топ-модели.

На встречах, организованных педагогом, выпускники прошлых лет делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы, рассказывают, где учились и правильный ли сделали выбор. Приглашенные специалисты (швея, закройщик, парикмахер, визажист, хореограф) могут и рассказать о профессии, и показать свои умения. (См.приложения1,3).

Самостоятельная работа по созданию эскизов, изготовлению лекал, пошива моделей одежды, аксессуаров, созданию образа на Подиуме, оказание помощи в ремонте, пошиве танцевальных, концертных, новогодних костюмов для Центра дополнительного образования детей способствует самоопределению старшеклассников в выборе своей будущей профессии.

 

В процессе обучения в Школе «Дизайн моды» формируется портфолио выпускника. Портфолио состоит из следующих документов:

1. Проект свидетельства об окончании Школы «Дизайн моды»

2. Карта индивидуального развития обучающегося

3. Мониторинг развития личностных качеств

4. Грамоты и дипломы

5. Анкеты, тесты

6. Личный профессиональный план выпускника

7. Фотоприложение.

В качестве примера предлагаем портфолио выпускницы Школы «Дизайн моды» Бражкиной Ирины.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Центр дополнительного образования детей г. Мыски

Свидетельство

Настоящее свидетельство выдано Бражкиной Ирине в том, что она с 10.09.2009г. по 31.05.2012 г. прошла обучение в Школе «Дизайн моды» Центра дополнительного образования детей г.Мыски по образовательной программе : «Моделирование и конструирование швейных изделий».

За время обучениясдала зачеты по основным дисциплинам программы:

Наименование

Часы

Оценка

Стилистика

90

зачет

Рисунок и композиция костюма

54

зачет

Разработка коллекций одежды

237

зачет

Профориентация

72

зачет

Моделирование и конструирование одежды

93

зачет

Дизайн

24

зачет

Проектирование авторской модели

135

зачет

Проектирование костюма

288

зачет

Дефиле

576

зачет

Выполнила итоговую работу: костюм к коллекции одежды «Fashion — показ» для участия в городском конкурсе «Подиум- 2012» c оценкой отлично.

Директор МБОУ ДОД ЦДОД: Вараксина О.А.

long_pictlong_pict

Создание молодежных причесок на основе плетения

Мастер-класс

Цель: ориентировать обучающихся в мире профессий.

Задачи:

  1. Познакомить с видами современных молодежных причесок на основе плетения.
  2. Показать на практике приемы создания причесок для разных жизненных ситуаций.
  3. Представить опыт работы мастера по прическам, как профессионала.

Инструменты и материалы: расчески, заколки, невидимки, шпильки, гели, лаки, резинки для волос.

Наглядность: иллюстрации, фотографии.

План проведения мастер-класса

1.Организационный момент.

2.Теоретическая часть:

  • актуальность;
  • тенденции моды.

3. Практическая часть:

  • выбор прически;
  • выполнение прически.

4. Подведение итогов.

Ход мастер класса

1. Организационный момент.

  • Знакомство участников с профессионалом, мастером по прическам.
  • Определение цели мастер-класса.

2. Теоретическая часть.

 Африка и Индия,  Шахерезада  и  Кармен,  Бедуины и ковбои- этнический стиль на острие моды. Косы- краеугольный камень любой прически, ведь косы присутствуют в каждой культуре и  каждой эпохе. Эффектно выглядят сложные прически из кос разной длины и диаметра. 

3. Практическая часть.

Выполнение на практике различных видов причесок: греко-римское плетение, гребешок, бант, филигрань, французская коса, ступени и др.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ФОТОСЕССИЯ

Заключение.

 

Каждому человеку предоставлено право на выбор профессии. Однако это право очень трудно реализовать. Не хватает знаний о самих профессиях, умений оценивать собственные способности, выявить свои интересы и склонности. На данном мастер-классе нам была предоставлена возможность ознакомиться с опытом работы мастера по прическам, а также возможность сориентироваться в мире профессий.

 

Приложение 2

Деловая игра

Тема: «Выбор профессии»

Цель: познакомить с профессиями, связанными с индустрией моды.

Задачи:

  1. Сформировать представление о профессиях: дизайнер, хореограф.
  2. Развивать образное и логическое мышление, коммуникабельность.
  3. Способствовать формированию дружеских отношений в детском коллективе.

Методики, технологии:

  • форма работы — учебная игра;
  • средства обучения — наглядные и раздаточные материалы для выполнения заданий;
  • методы изучения — рассказ, демонстрация, практические задания.

ПЛАН

I

Организационный этап

Приветствие, постановка цели

II

Теоретическая часть

Знакомство с понятиями «профессия», «рынок труда», факторами, влияющими на выбор профессии, рейтингом востребованных профессий в России и Кемеровской области.( С теорией знакомят обучающиеся 11 класса)

III

Практическая часть

  • распределение участников игры  (обучающихся 8-9 классов);
  • раздаются задания;
  • обсуждение в группе;
  • выполнение заданий;

IV

Выступления

Выступление   каждой группы  по выбранной профессии и демонстрация практических заданий.

IV

Подведение итогов

Фотосессия

Практическая часть для группы, выбравшей профессию «Дизайнер»

Задание 1.

Представьте профессию «Дизайнер», охарактеризуйте содержание его труда.

Задание 2.

Придумайте название своего Дома моделей.

Каких специалистов вы пригласили бы к себе на работу?

Задание 3.

Какими, на ваш взгляд, профессиональными качествами должен обладать человек, выбирающий данную профессию?

Задание 4.

Выполните эскизы модных моделей одежды данного сезона и представьте их участникам игры.

Практическая часть для группы, выбравшей профессию

«Хореограф»

Задание 1.

Представьте профессию «Хореограф», охарактеризуйте содержание его труда.

Задание 2.

Придумайте название своей школы или студии танца. Каких специалистов вы пригласили бы к себе на работу?

Задание 3.

Какими, на ваш взгляд, профессиональными качествами должен обладать человек , выбирающий данную профессию?

Задание 4.

Как можно продемонстрировать на Подиуме необычные предметы: подушка, палантин, диплом в рамке, сумка. Покажите дефиле.

 

Приложение 3

Сценический макияж

Мастер-класс

Цель: ориентировать обучающихся в мире профессий.

Задачи:

1. Познакомить с видами сценического макияжа.

2. Показать на практике приемы выполнения сценического макияжа.

3. Представить опыт работы косметолога , как профессионала.

Инструменты и материалы: косметика.

Наглядность: иллюстрации, фотографии.

 

План проведения мастер-класса

1. Организационный момент.

2.Теоретическая часть:

— актуальность;

— тенденции моды.

3. Практическая часть:

— выбор макияжа в соответствии с образом;

— выполнение макияжа.

4. Подведение итогов.

Ход мастер класса

1. Организационный момент.

Знакомство участников с профессионалом. Определение цели мастер-класса.

2. Теоретическая часть.

Стилист — это специалист по созданию образа. Стилист отвечает за подбор косметических средств, разработку индивидуального стиля в зависимости от возраста, характера клиента. Стилист должен разбираться в моде,  следить за новыми тенденциями. Должен иметь представление о цветовой гамме, подборе прически, технике нанесения макияжа.

3. Практическая часть.

 Выполнение различных видов нанесения сценического макияжа. 

4. Подведение итогов

Фотосессия

Конкурсно-игровая программа «Шопоголики»

Цельмероприятия: ориентировать обучающихся в мире профессий, связанных с индустрией моды.

Задачи:

1. Способствовать развитию сообразительности, внимательности, активности обучающихся.

2. Способствовать стимулированию интереса к занятиям в школе «Дизайн моды».

3. Способствовать формированию дружеских отношений в детском коллективе.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: столы, стулья, костюмы и аксессуары школы «Дизайн моды».

Участники: обучающиеся Школы «Дизайн моды»

Судейство осуществляет жюри в составе 3 человек (педагоги, гости)

Награждение: во время проведения конкурсно-игровой программы участникам вручаются призы после выполнения каждого задания.

Ход мероприятия:

Ведущий: Давайте сегодня попробуем развлечься, пройти небольшую школу стиля. Во время моего детства, юности, в магазинах ничего не было, и купить что-либо модное было невозможно. В настоящее время огромное количество магазинов, большой выбор товаров, главное, научиться ориентироваться в мире моды, уметь сделать правильный выбор.

Оценивать нашу работу будет независимое жюри по итогам каждого конкурса в следующих номинациях:

· за самый удачный образ;

· за актуальность;

· за оригинальность.

Вопросы членов жюри к защите образа.

Присутствующая аудитория делится на 3 команды.

Ведущий: Мы начинаем нашу программу с домашнего задания.

Первое «Домашнее задание»: создать свой образ в стиле…(каждому участнику заранее давалось задание)

Ведущий: Вы все знаете друг друга, у вас у многих уже формируется свой стиль, свои привычки, а сейчас мы посмотрим на вас в образе, который мы вам предложили в домашнем задании. Каждая участница под музыкальное сопровождение представляет свой образ.

Второе задание:

Ведущий: Используя предложенные вам модели одежды и аксессуары, создайте следующие образы — «кокетка», «скромница», «плохая девчонка». Время на выполнение задания 10-15 минут.

Допускается:

— раздевание;

— переодевание;

— суета;

— громкие возгласы.

Побеждает команда, лучше всех представившая образ.

Третье задание:

Ведущий: Используя предложенные вам аксессуары, а также свои личные вещи, создайте образы для следующих ситуаций:

· утро – вечер;

· работа – отдых;

· учеба – каникулы.

Время на выполнение задания 10-15 минут.

Главное условие: все аксессуары должны уместиться в сумке участницы.

Члены жюри: Побеждает команда, которая выполнила все условия конкурса.

Четвертое задание:

Ведущий: Предлагаем вам написать правила шопинга.

1 команда — в качестве стилиста;

2 команда — в качестве мамы;

3 команда — в качестве подруги.

Время на выполнение задания 20 минут.

Члены жюри: Победившей считается команда, представившая самые практичные рекомендации.

После окончания конкурсно — игровой программы «Шопоголики» все участники приглашаются на фотосессию.

В ПОИСКАХ ПРИЗВАНИЯ

long_pict2long_pict2

Заключение

Изучив информацию по теме «Выбор профессии», мы определили факторы, влияющие на выбор профессии. Также изучили спрос на рынке труда, ознакомились с рейтингом наиболее востребованных профессий в России и Кемеровской области в настоящее время и в ближайшее десятилетие.

Подготовили словарь профессий, профессиограммы, информацию о ВУЗах и других учебных заведениях в России и Кемеровской области на профессии, связанные с индустрией моды.

В ходе работы над проектом мы приобрели опыт составления анкет и проведения социологического опроса, анализа и обработки полученных результатов. Выявили отношение старшеклассников к выбору своей будущей профессии.

Работа со специальной литературой и Интернетом позволила: изучить типы профессий, определить типы личностей, коммуникативные и организаторские способности, эмоциональную направленность личности, личные качества и способности, интересы и склонности участников данного проекта. Оформили портфолио выпускников Школы «Дизайн моды».

Обобщили такие мероприятия, как мастер-классы, деловая игра, конкурсно-игровая программа, проводимые в детском объединении «Швейная мастерская». Оформили портфолио выпускников Школы «Дизайн моды».

Разработали буклеты и брошюры в помощь обучающимся при выборе профессии, которые распространили среди выпускников Центра дополнительного образования детей. На итоговом мероприятии «Под занавес» по окончании учебного года буклеты и брошюры планируется распространить среди старшеклассников.

Список литературы

  1. Выбор профессии [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.profguide.ru/professions/
  2. Как определиться с выбором профессии [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.kp.ru/guide/vybor-professii.html
  3. Каталог ВУЗов России и Кемеровской области [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.institute-catalogue.ru/rus/region/53.html
  4. Орлова, Л.Азбука моды [Текст] /- М.: Просвещение, 1989.- с.
  5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / — М.: Аркти, 2005.- 110с.
  6. Рынок труда [ Электронный ресурс] : Режим доступа ru.wikipedia.org/wiki/
  7. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. — М. Центр «Педагогический поиск», 2006. — 159с.
  8. Синичкина, Е.В. Искусство стиля [Текст] / Е.В.Синичкина.- Эксмо, 2004. С. 5-14.
  9. Современная энциклопедия. Мода и стиль [Текст] / Глав. Ред. В.А. Володин. / М.: Аванта +, 2002. — С. 404-416.