More selected projects

BroshuraBroshura

Муниципальное бюджетное учреждение
Информационно – методический центр
Управления образованием
Мысковского городского округа
Муниципальная образовательная организация
дополнительного образования
Центр дополнительного образования

 

Русский народный костюм как источник творчества при проектировании коллекции молодежной одежды

проект в области общественно-значимой деятельности

 

Работу выполнили: Граборова Екатерина, Короткова Мария, Апонькина Ульяна, Скоробогатова Татьяна, обучающиеся детского объединения «Швейная мастерская» МБОО ДО ЦДО

Руководитель: Ермакова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования

Мыски 2016

Содержание

Введение

  1. Русский народный костюм как источник творчества
  2. Основные черты русского народного костюма
  3. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов
  4. Творческая трансформация первоисточника  при создании современного костюма
  5. Русский стиль в современной моде
  6. Тенденции современной молодежной одежды
  7. Проектирование коллекции современной молодежной  одежды

Заключение
Приложения
Список литературы

Введение

Актуальным сегодня является привитие детям любви к русской культуре, знакомство с её истоками, традициями и обычаями. А этого можно достичь посредством знакомства с народным искусством, народной культурой.

В настоящее время возвращаются в коллекции дизайнеров элементы, отделка, вышивки, характерные для русского народного костюма. Народный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Искусство современного костюма не может развиваться отдельно от народных, национальных традиций.

Нам очень нравятся коллекции наших дизайнеров, которые пропагандируют традиции русского народного костюма: это Вячеслав Зайцев, Денис Симачев, Игорь Чапурин, Валентин Юдашкин, Ирина Крутикова, Татьяна Парфенова, Виктория Андреянова, Елена Супрун. Мы тоже решили попробовать разработать свою коллекцию, поддержать традиции своего народа.

Определение проблемы проекта: В современной России понижается интерес к культурным традициям своего народа.

Актуальность данного проекта заключается в попытке приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, в необходимости формирования у подростков представлений об истории и традициях русского народа, о русском костюме, как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности.

Данная работа затрагивает не только уже хорошо изученные факты о русском народном костюме, но и раскрывает преемственность его элементов в новых формах одежды.

Цель проекта: привлечь внимание подростков к культуре русского народа посредством проектирования коллекции современной молодежной одежды с сохранением элементов русского народного костюма.

Задачи проекта:

1. Изучить основные черты русского народного костюма.

2. Определить основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов.

3. Выявить проявления русских народных традиций в коллекциях модной одежды Российских и зарубежных дизайнеров.

4. Изучить и проанализировать тенденции молодежной моды.

5. Проанализировать творческую трансформацию первоисточника при создании современного костюма.

6. Разработать коллекцию современной молодежной одежды с сохранением элементов русского народного костюма.

Методы работы над проектом:

· сбор информации по теме: «Русский народный костюм»;

· моделирование модной молодежной одежды, используя традиции русского народного костюма как источник творчества;

· проектирование аксессуаров в русском народном стиле.

Планируемые результаты реализации данного проекта:

· подготовка брошюры «Русский стиль в современном костюме»;

· распространение брошюры среди обучающихся Центра дополнительного образования и учащихся города;

· создание альбома «Русский народный костюм как источник творчества при проектировании коллекции молодежной одежды»

· проведение участниками проекта мастер-класса для обучающихся других детских объединений;

· размещение данного проекта на сайте http://irinaermakova.ru/

· участие во Всероссийском конкурсе проектов.

План реализации проекта

Содержание деятельности

 

Даты

Ответственные

1

Определение проблемы проекта. Разработка плана.

октябрь

2015г.

Руководитель проекта

2

Работа со специальной литературой и интернет ресурсами по теме: «Русский народный костюм».

ноябрь-декабрь

2015г.

Короткова Мария, Граборова Екатерина

3

Традиции русского народного костюма в коллекциях Российских и зарубежных дизайнеров.

январь

2016

Скоробогатова Татьяна, Апонькина Ульяна

4

Изучение и анализ тенденций молодежной моды.

февраль

2016г.

Короткова Мария, Апонькина Ульяна

5

Поиск идеи новой коллекции.

февраль

2016г.

Скоробогатова Татьяна, Граборова Екатерина

6

Разработка эскизов.

Февраль -март 2016г.

Таннагашева Анна

7

Оформление проекта.

март 2016г.

Граборова Екатерина, Короткова Мария

8

Оформление альбома.

март

2016г.

Все участники проекта

9

Распространение брошюры.

март 2016г.

Все участники проекта

10

Проведение мастер-класса.

март 2016г.

Все участники проекта

11

Презентация.

апрель

2016г.

Граборова Екатерина, Скоробогатова Татьяна

I. Русский народный костюм как источник творчества

1.1. Основные черты русского народного костюма

Виды одежды и особенности кроя

 

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохранила отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древне русского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (полики, ластовицы). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика (Приложение1). К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от одежды мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя, с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшения шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями.

Особую роль в решении композиции костюма играют головные уборы. Женский головной убор в своих формах и декоре тоже сохраняет архаичные черты.

Цвет — язык народа

Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим.

Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона.

Украшения и отделка

Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканый узор употреблялся главным в нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.

Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения (Приложение 4). Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством, дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.

Итак, к наиболее общим особенностям, характерным для народного костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:

а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью – плетёными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые иногда надевались на семь –восемь пар толстых шерстяных чулок;

б) преобладание симметричных ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;

в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани, отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;

г) большое значение головного убора в решении композиции костюма.

Все эти черты имеют большое значение для художника-модельера как принципы, которыми необходимо руководствоваться в творчестве. Следует обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта, конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Это также убранство народной одежды, цвет, техника узора, чувство материала и т.д. Именно эти черты народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы – это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.

Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически и грима. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.

1_rubaha1_rubaha

Рубаха — часть русского традиционного костюма. Женские рубахи шили из прямых полотнищ прямой или полотняной ткани домашнего изготовления. В крое многих рубах использовали полики — вставки, сширяющие верхнюю часть (Приложение 1). Форма рукавов была различной — прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет. В свадебной или праздничной одежде встречались рубахи — долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сборок. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками либо имел специальные прорези — окошки для продевания рук. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Существовал даже фасон женской рубахи со сборенными рукавами специально для кормления младенцев.

В Сибири, например, женскую рубаху называли «рукава», потому что из-под сарафана были видны одни рукава. Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, древо Жизни, ланки, растительные узоры соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.

2_sarafan2_sarafan

 Сарафан — основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками — прищепом под узкий корсаж на бретелях. Различия в крое, используемых тканых и их цвете в различных областях России очень велики. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. Мода на них не проходила никогда, лишь накладывала свои отпечатки в декоре, способах ношения. Сарафан — длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело.

 Русский сарафан носили и как повседневную, и как праздничную одежду (одевали на народные гуляния, церковные праздники, свадебные торжества). Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок.  Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из «волосины» — шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу «читаном» («гайтаном», «гайтанчиком») — тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая «саян» — прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили «красные» или «бардовые» саяны, а пожилые — синие и черные.

        В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины.

3_dushegreya3_dushegreya

   Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным     воротником, приталивалась с помощью сборок, имела застёжку спереди на крючки. Душегрея (шугай) шилась из дорогой ткани: штофа, парчи, шёлка, ткани с набивным рисунком; сажалась на подкладку, иногда подбивалась заячьим мехом.    По борту, краям рукавов, воротника отделывалась позументом, тесьмой, мехом (беличьим), бахромой..  Известны варианты душегрей на бретелях, без рукавов и воротника. Душегрею иногда называли епанечкой (Приложение 5). Правда, епанечка была с воротником, но во всём остальном повторяла душегрею.                    

         В середине XIX — начале XX века крестьянки Центральной части России носили летние душегрейки на вате с прямыми, слегка расклешенными полами; спинкой, сходящейся к поясу углом и складками, заложенными у пояса. Воротник у этих душегреек большей частью был круглым, а рукава выкраивались иногда с одной из деталей спинки. Воротник и полы праздничных душегреек отделывались бахромой, украшались вышивкой золотыми нитями и бисером.

4_poneva4_poneva

Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины  (Приложение 5).Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной. Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной. Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

5_kokoshnik5_kokoshnik

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха (Приложение5). Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.  

         Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны.

        Кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент — оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды. 

6_bd6_bd

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. 

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду.

 Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках. В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

       Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

7_work7_work

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной. Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

         В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов (Приложение 4). У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

         Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном.

1.2. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов

     С приходом советской власти знания о традиционном укладе жизни и одежде стали будто вытравливаться из народного сознания. Семейные и календарные обряды и праздники были признаны «пережитком темного прошлого» и новая советская власть пыталась искоренить их. В 1918 г. был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. После чего началась активная пропаганда перехода к урбанизации, что включало отказ от традиционного уклада жизни деревни.

       Впоследствии, народный костюм занял свою нишу как сценический костюм: русских сказок, русской песни и танцев не могло быть без традиционного костюма. Фильмы режиссера Александра  Роу, выступления певицы  Лидии Руслановой, Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, ансамбля «Березка» не давали забыть о русском костюме.

   1930-е  — время расцвета национальных культур, время развивающегося интереса к народному декоративному искусству. Во главе моды становится Московский Дом моделей, объединивший лучших художников-модельеров. 

     Моделирование  на базе народного искусства прошлого известно не только у нас, но и за рубежом. Заграничное моделирование пользовалось мотивами одежды народов СССР. Недооценка народных традиций приводила к парадоксам: к нам в виде модных новинок возвращались формы наших народных одежд.   

       На Западе заговорили о русском костюме после открытия выставки русской живописи в 1906 г. и «Русских сезонов» балета Сергея Дягилева в Париже. Декорации и костюмы Николая Рериха, Александра Бенуа и Льва Бакста произвели фурор, не говоря о самих постановках. Началась мода на все русское – такое яркое и экзотичное, и появился стиль «а ля рюс».

После русских революций и первой мировой войны в Европу эмигрировало много русских. Восхищавшиеся русским костюмом европейцы с уважением смотрели на представителей эмиграции, как на носителей богатой культуры и традиций. Великая княгиня Мария Павловна Романова, Ирина  Романова (Юсупова), княгиня Лобанова-Ростовская и другие представительницы русской аристократии, попав на Запад, открывали ателье по изготовлению одежды, которые пользовались большой популярностью.                 Аристократки получали традиционное образование, частью которого было рукоделие и шитье. С помощью своих умений они смогли зарабатывать на жизнь, находясь вдали от Родины. В то же время, благодаря их творчеству русский стиль, полный аристократического достоинства образ русской красавицы долго удерживал позиции в европейской моде.

Надежда Ламанова  стала первым русским модельером в полном смысле этого слова. В начале своего творческого пути она создавала одежду для аристократии. В советский период работала с театрами и проектировала одежду для широкого круга населения СССР, в том числе на основе конструкции и дизайна традиционной русской одежды. В 1925 г. ее модели получают «Гран-при» на международной выставке «Art Deco» в Париже за «костюм, основанный на народном творчестве». Модели Ламановой сыграли большую роль в развитии  русского стиля.

     Покрой и форма моделей тех лет имеет своим прототипом народную прямо кроёную одежду – рубаха и шушпан (Приложение 5). В большинстве случаев расположение  вышивки согласовывалось с покроем, напоминая народный костюм. На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт немного расширяющийся книзу. Длина юбок увеличивается – они опускаются до щиколотки. Форма насыщается конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический рисунок. Головные уборы приобрели лаконичность объёмов, стали похожи на шлемы, каски, плотно охватывающие голову. Художники применяют вставку в швы цветных беек, достигая этим цветового и конструктивного эффекта. В рукавах и у горловины применяются сборки. Они так же заимствованы у народных костюмов.

     Связь народного костюма с современным костюмом  проявляется и в моделировании женской верхней одежды. Например, в моде того времени утвердилась форма казакина. Казакин – верхняя суконная одежда с длинными рукавами, облегающая фигуру верхней части и расширяющаяся книзу.

   Развернувшаяся деятельность моделирующих организаций была прервана Великой Отечественной войной. Московский Дом моделей возобновил свою работу лишь в 1944году.

     Вторая Мировая война наложила свой определенный отпечаток на облик женщины, на её костюм. Образ женской красоты не строится больше на застывшей экстравагантности. Идеалом служит женщина-труженица, женщина-солдат, наравне с мужчинами вынесшая трудности войны. Об этом говорит и её костюм: расширенные, жесткие, как у мундира, плечи, широкий пояс, который плотно охватывал подогнанные  к фигуре платье и пальто, напоминавшие шинель.

   Распространились блузы с рукавом на манжете, стянутые на талии ремешком и носившиеся поверх прямой короткой юбки. В сочетании с сапогами на низком каблуке, беретами, сумками — планшетками, такой костюм очень напоминал военное обмундирование.

    В творчестве художников по костюму этого периода нашли так же отражения покрой, форма, силуэт народной верхней одежды. Наиболее часто использовались такие её виды, как шушпан, душегрея, свита, кафтан, казакин, полушубок черкеска.

    В покрое и форме многих моделей можно обнаружить различного вида аналогии  с покроем и формой шушпана. Они встречаются в моделях одежды начала 50-ых годов. Например, в модели женского легкого пальто, используется форма, покрой и отделка южнорусского шушпана.    В 50-е годы требованиями конкурсов по моделированию на первый план выдвигается функциональная роль одежды, её утилитарные качества, целесообразность. В связи с этим важным моментом в проектировании моделей одежды становятся свойства тканей, их пластические и декоративные возможности. Вышивка и отделка – на втором плане. Чаще всего вышивка располагается по отлету воротника или краю горловины, заканчивает рукав, подол. Изменяются формы проявления народного в современном. Они стали многообразнее и захватывают не только костюм, но и ткань, обувь, украшения и дополнения к нему.

    Родились образцы тканей с новым видом поверхности, ритмом цветных полос, напоминающие пестрядинные ткани, широко применявшиеся для изготовления народной одежды.

     Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетеного или вязаного, вышивками. Народный костюм подсказал мотивы новых решений в ткани изо льна и дал толчок к созданию оригинальных отделок. Стали вырабатываться одежные льняные ткани, как гладкой окраски, так и многоцветной.

     Изучение памятников древнерусского зодчества,  деревянной домовой резьбы позволило художникам создать своеобразные рисунки тканей, найти новую линию в костюме.

    Характерной особенностью для этого этапа является то, что народные мотивы используются художниками по принципу дифференциации. Вместо стремления перенести в современный костюм всё, что имеется в народном, как это делали раньше, стали глубоко анализировать не только декоративное  решение крестьянского костюма, но и его смысл, т.е. его назначение, зависимость употребления тканей, покроя, декора от функциональной роли вещей. Национальное своеобразие перестало противопоставляться современному модному костюму. Происходит избирание какого-нибудь одного прообраза, будь то силуэт, цветовая гамма, техника вышивки или элемент покроя.

     Туникообразная форма народной рубахи оказалась живучей и  впоследствии. В начале 60-ых годов  она послужила прототипом целой серии моделей.   Прообразом многих вариантов решения формы современной одежды  явилась форма русского косоклинного  сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивной особенности легли в основу моделирования одежды (Приложение 2).  Сарафанная форма стала  не только фактом обновления моды, но и пунктом перехода к новым силуэтным формам в костюме. Например, получивший распространение силуэт, состоящий из облегающего лифа и очень широкой юбки с резко обозначенной линией талии, на языке моды он получил название «трапеция». Он похож на старинный сарафан, зрительно узкий вверху и постепенно расширяющийся внизу. Распространение такой формы не случайно было названо «стиль а ля рюс» — русский стиль.

1.3. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма

    При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани. В моделях используются ситцы, сатины, каньоны, ткани с орнаментальными рисунками разных пропорций и цветовых сочетаний, ткани с печатными рисунками по народным мотивам.

     Принцип вариантности кроя и приемов декора – одно из основных средств. Этот принцип интуитивно широко использован в создании народной одежды. Художники предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя красоту народного кроя – конструкции русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддёвки. Отсюда ведут своё происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав (прямой или с ластовицей) (Приложение 1).

Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например, полушубок и шапка-ушанка или расписной платок (Приложение3).Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но не правильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.

    В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное  решение моды.

     Народный национальный костюм – отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранил для костюмов формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.

     Например, ненцы, коми, эвенки и др. народы Крайнего Севера и Сибири носили и носят туникообразные одежды (малица, совик)  из оленьего меха, конструкции и материал которых находятся в тесной взаимосвязи с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом. Присутствие   в грузинском женском национальном костюме вышивки шелком, а также ношение металлических украшений обуславливаются развитием различных ювелирных металлообрабатывающих и др. ремесел.

      Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение как у русских, так и у других славянских народов и их соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. Шубная овчина сочетает в себе одновременно полный пакет для зимней одежды: кожа является лицевой стороны одежды, а волосяной покров – одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделие из такого материала в силу климатических условий России имеет исключительную важность.

       В настоящее время одежда из шубной овчины широко вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом отражает принципы создания народной одежды, в частности стремление выявить природные достоинства материала, естественное богатство фактур, их сочетание (мех, кожа). Формообразование народной овчинной одежды представляет исключительную ценность для специалистов,  проектирующих современную одежду, оно может определить путь дальнейшего проектирования одежды, исходя из функций материала, его пластических и декоративных свойств.

     Основной смысл и ценность народного костюма, его философия – в демократичности, широко понятой функциональности, логики форм и конструкций, его рациональности и целесообразности.  Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма.

    Творческая трансформация первоисточника начинается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе.

    Выполняя копии, зарисовки, надо стремиться прочувствовать все богатство первоисточника – выявить пластику формы и закономерности её развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к другу и к целой форме, разнообразия ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообразие и определить важность всего этого в целостной композиции.

    Однако строя композицию на первоисточник нельзя полностью использовать старую форму. Художник создает модели, в которых отражается современность, мода времени. Не копирование старого, а  осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений – такое требование предъявляется к художнику,  который работает, например, по материалам исторического и народного костюма, архитектуры и классического искусства.

        Художник-конструктор, создающий современную одежду, в своей деятельности достигает выразительности и образности, осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления.

     Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма, с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта.

1.4. Русский стиль в современной моде

   Художники-модельеры всех стран во все времена неоднократно обращались к народному костюму, и используют его в настоящее время, создавая не только отдельные модели, но и целые их коллекции. 

     Народный костюм как источник творчества изучается, как правило, «количественно и качественно», т.е. зарисовывается, изменяется, получает ассоциативное выражение в набросках, которые затем используются при работе над эскизами и тканями. В процессе освоения народного костюма определяющим является красота, заключающаяся в пропорциях его формы, цвета, ритмике декоративного оформления, материального воплощения.  Приёмы и способы применения в народном костюме тканей, вышивок, узорного тканья сами по себе могут служить импульсом для поисков нового при создании современного костюма.

        Новая форма не станет новой, если будет полностью копировать крестьянскую рубаху или шушпан — это будет всего, лишь имитация, дискредитирующая и источник, и созданное на его основе.

       Лучшие образы современного модельерского творчества показывают, что форма народного костюма трансформируется в современном костюме обобщенно, т.е. силуэт той или иной народной формы отражается без воспроизведения внутренних конструктивных линий. Причём это происходит в каждом периоде моды, какой бы силуэт формы ни господствовал – свободный, прилегающий или полуприлегающий. В арсенале форм народного костюма есть все силуэты. 

       Красочность народного костюма в моделировании современной одежды отражается, как правило, наглядно. Из источника берут наиболее характерные сочетания красного, белого, синего, малинового, жёлтого, зелёного, оранжевого. А также  сочетания натуральных цветов полотна, кожи, меха и т.д.  источником может быть и костюм в целом, и его фрагмент, и фрагмент ткани или вышивки, использованной при его создании.

        Известнейшие дизайнеры и европейские кутюрье так или иначе используют элементы, характерные для русского костюма. Особой популярностью в европейской моде пользуется  Павловский платок. Вышивка цветными нитями, бисером, камнями, золотом и лентами прослеживается в работах известных западных мастеров. Популярны ткани в стиле русского платка и кружево, которое используется для отделки элементов одежды (Приложение7).

8_kuturie8_kuturie

      Русские валенки, некогда обувь русской деревни, не менее популярны в европейской моде. Разумеется, они вышиты разноцветными узорами, бисером, имеют кожаные вставки и самую различную форму. Современные русские валенки уже не одно десятилетие покоряют подиумы Европы и не менее популярны в России.

     Русский стиль является отражением представлений русского народа о красоте. Он многогранен и наполнен отголосками обычаев, обрядов, народных традиций, а также не лишен влияния национальных народных костюмов, народного фольклора и народных ремесел.

     Огромные территории России явились причиной большого разнообразия местных стилей народного костюма. Каждый уезд интерпретировал русский костюм по-своему, привнося в него магически-религиозное содержание, свою систему художественно-выразительных средств, отражая быт данной территории, ее культурный уклад.

      Однако русский костюм, как основоположник русского стиля имел общие черты, общие формы и элементы одежды. Приезжие купцы, географы, мореплаватели и простые путешественники брали с собой образцы русского костюма, которые затем перенимались зарубежными мастерами и трансформировались в мировую культуру, как нечто новое зарубежное. Все это способствовало преемственности русского стиля на Западе.

        Коко Шанель дружила с эмигрантами из России и до сих пор в коллекциях модного дома Шанель появляются русские мотивы (коллекция 2009г.) Русский костюм вдохновлял Ива Сен Лорана (1976-77), Кристиана  Лакруа  и остается источником идей для многих других  модельеров.

       Многие отечественные дизайнеры получили известность благодаря русскому стилю. Среди них можно выделить Дениса Симачева, Алену Лурдес,  Яну и Анастасию Шевченко.

9_matreshka9_matreshka

Мэтр русского подиума Вячеслав Зайцев в своих работах также пропагандировал «Russian  matreshka  style» на Западе, особенностью которого является изобилие мехов, пестрых тканей с элементами гжельской и хохломской росписи, а также пышных юбок. (Приложение 6).  Его модели вне времени, потому что основаны на традициях и гармонии. Русский мех, павловские платки, ивановские ситцы, валяная обувь, мотивы народной вышивки, натуральные материалы и ткани в его коллекциях не просто возвращают русский стиль в одежду, они напитывают ее русским духом. Рубахи, сарафаны, юбки-колокол, вышивка, тесьмы, кружева и другие атрибуты русского костюма можно встретить в творчестве многих модельеров мира.

О В.М. Зайцеве и его творчестве написано много разными авторами.  Гениальный человек, который всегда был и остается, предан идее – возвращению русского стиля в русскую моду. Он родился в г. Иваново, где традиции ткачества и русского костюма были еще живы. Вячеслав Зайцев стал учителем для многих прекрасных модельеров.

Игорь Чапурин, Валентин  Юдашкин, Ирина Крутикова, Татьяна Парфенова, Виктория Андреянова, Елена Супрун  также поддерживают русский стиль несут его на подиумы России и Запада.

 Модный и современный образ в русском стиле формируется с учетом количества элементов русского костюма. Его не стоит сочетать с вещами, выполненными в стиле винтаж и гранж, ибо такое сочетание будет больше походить на бедного родственника из далекого прошлого, чем на образ прекрасной модной леди.      При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного кос­тюма с учетом современных условий.

При этом нацио­нальные мотивы в наиболее интересных моделях боль­ше угадываются, чем акцентируются. Широко приме­няются отечественные ткани, создаваемые коллектива­ми художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунка­ми и др.           Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мо­тивами, текстильно-галантерейные изделия промыш­ленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Харак­терно стремление художников выявить по-новому де­коративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.

 Изучают и традиционные принципы расположения вышивки.  Еще одной неповторимой и уникальной чертой русского национального стиля является кружево. Оно выглядит романтично, таинственно и экзотично. Мода в русском народном стиле допускает использование кружева во всех видах одежды и аксессуаров.

На новой основе трансфор­мируется принцип многослойности и декоративности, комбинирования тканей, столь характерный для на­родной одежды. Очень сложно, порой даже невозмож­но выделить какой-то один путь обращения к тради­ции, так как главным является не подражание ей, а творческое ее использование, переосмысление и созда­ние на этой основе совершенно новых современных образцов.  Ни одна международная выставка костюма не обхо­дится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды. 

Анализируя историю народного костюма, рассмат­ривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.

1.5. Тенденции современной молодежной одежды

В настоящее время, среди разнообразия фасонов и расцветки одежды, выделить ту самую границу между взрослой модой и стилем молодежной одежды, достаточно сложно. Тем не менее, молодые люди более радикальны и с легкостью внедряют в жизнь любые нововведения над своим образом. Существенное правило среди стильной молодежи – это полное изменение традиционного гардероба, т.е. смелая и дерзкая одежда.

       Многослойность – вот что сейчас в тренде. Любой топик, майки, блузка или кофточка, сшитая из нескольких слоев, причем нижний длиннее верхнего и отличается по цвету и фактуре, а горловина имеет креативный вырез – это и есть неформальный стиль. Его еще называют гранж. Пришла эта мода с запада и покорила сердца молодежи рваной одеждой, объемными футболками, джемперами, бриджами. В нынешнем сезоне, самый популярный элемент этого стиля — клетчатая свободная рубашка, одетая на футболку. Кожаные юбки, лосины, брюки остаются на пике моды. Стиль милитари по- прежнему преобладает в молодежной моде. Это универсальная и удобная одежда. Например, пальто напоминает шинель, строгие платья из ткани цвета камуфляжа, белые рубахи и брюки-галифе.

В молодежной моде почетное место занимает легкая женская одежда. Платье-рубашка способна подчеркнуть женственность, легкость и креативность. Если на девушке  платье-сарафан из легкой ткани, то это не только даст свободу передвижения, но и подчеркнет красивый силуэт. Любительницы классической одежды могут носить сарафаны светлых оттенков, с ненавязчивым рисунком. Главное правильно подобрать аксессуары.

Чаще всего в швейных изделиях используется трико­таж как в сочетании с другими тканями и материала­ми, так и для изготовления всего изделия. В нарядной и летней одежде отдельные части кроя могут быть выполнены из прозрачных тканей (иногда из сетки).

В повседневной одежде для молодежи все большее распространение получили модели, которые одинаково могут быть использованы как юношами, так и де­вушками (полупальто, куртки, блузы, рубашки, майки). Из одежды спор­тивного характера выпус­каются изделия, предназна­ченные только для девушек  (майки и блузки с волана­ми, вещи джинсового стиля).

Молодежная мода отли­чается от одежды старшего поколения более смелыми формами, пропорциями, ак­тивным использованием цве­та, конкретностью стилевых приемов.

Формы моделей одежды преимущественно свободные, с нечетко выраженным силуэ­том. Линия плеч, спрямлен­ная или мягко спадающая, расширяется с помощью раз­личных приемов кроя. В свя­зи со свободной формой одежды наиболее популяр­ными остаются рукава покроя реглан, с далеко отнесенной плечевой точкой, цельнокрое­ный (свободный в пройме), в том числе «летучая мышь», а также традиционный для молодежной одежды — руба­шечный.

Модные ткани: шифон, сетка, поплин, кружево, батист, хлопок, трикотаж, шелк, неопрен, вискоза. Летящие струящиеся платья для романтичных, дерзкие и слегка эпатажные для бунтарей. Длина: макси и мини, причем макси должно быть именно макси, а не «между щиколоткой и серединой голени». Ассиметричная длина – один из модных трендов сезона весна-лето 2016.

II. Проектирование коллекции современной молодежной  одежды

Педагогом детского объединения  «Швейная мастерская» перед нами была поставлена задача: разработать серию эскизов по теме «Русский народный костюм  как источник творчества при  проектировании  коллекции молодежной одежды».

При этом необходимо было учитывать следующие условия:

  • тенденции моды;
  • соответствие теме проекта;
  • возрастные особенности;
  • материальные возможности;
  • технические возможности швейной мастерской.

        В процессе поиска мы не только знакомились с новым материалом, но и участвовали в обсуждении, что помогало конкретизировать идеи, образы. Поиск и сбор материала  помогли стать источниками оригинальных замыслов.

Проектирование коллекции состоит из нескольких этапов:

  • поиск идеи;
  • разработка эскизов;
  • снятие мерок;
  • расчёт расхода ткани на модель;
  • изготовление лекал;
  • выбор материалов и отделки;
  • корректировка эскизов в соответствии с приобретенными материалами и  фурнитурой;
  • работа в мастерской: раскрой, пошив, примерки, влажно-тепловая обработка, отделка и декорирование.

 Подбор необходимых материалов и отделки для проектируемой коллекции был осуществлён с технико-экономической точки зрения по предложенным критериям:

  1. натуральные материалы;
  2. модная цветовая гамма;
  3. цветочный орнамент;
  4. декорирование в соответствии с темой проекта;
  5. разработка технологической карты в соответствии с возможностями материально-технической базы «Швейной мастерской».

Характеристика проектируемой коллекции

Стиль: фольклорный.

Силуэты: А, Х, Н.

Материалы: хлопок, сатин.

Цвета: красный,  желтый, молочный, черный.

Отделочные материалы: тесьма, кружево, бусины, шитье, вьюнок.

Подкладочная ткань: хлопок.

Прокладочные материалы:  синтепон.

Фурнитура: замки 6 шт. по 35 рублей, пуговицы 6 шт. по 5 рублей

Стоимость материалов: хлопок — 590рублей за 1 метр; сатин — 540 рублей за 1 метр; шитье — 155 рублей за 1 метр, лента декоративная — 15 рублей за 1 метр, лента атласная — 15 рублей за 1 метр, вьюнок-15руб.за 1 метр.

Оборудование:

  1. Швейные машины Janome, Brother.
  2. Оверлок 4-х ниточный Janome.
  3. Доска гладильная.
  4. Утюг с пароувлажнителем.
  5.  Отпариватель.
  6. Манекен.

Мультимедийное оборудование: планшет, принтер, компьютер, ламинатор, экран.

Инструменты и материалы: калька, иглы, нитки, ножницы, сантиметровые ленты, лекала, линейка закройщика, мелки, булавки английские.

Расчет себестоимости на коллекцию

 

Наименование модели

Материалы

Расход ткани

Цена за 1 метр

(руб)

Фурнитура

Всего

1 модель

блуза

юбка

сатин

хлопок

1,5м

1,3м

540

590

пуговицы 6 шт.по 5 руб.

замок 1 шт. по 35 руб.

тесьма 3 м по 15 руб.

шитье 1м по 155руб.

1842

2 модель

блуза

юбка

сатин

хлопок

1,5м

2,1м

590

пуговицы 6 шт.по 5 руб.

замок 1 шт.по 35 руб.

вьюнок 3 м.по 15 руб.

лента атласная 3м по 15 руб.

2204

3 модель

платье

хлопок

2,2м

590

пуговица 1 шт.по 5 руб.

лента атласная 3м по 15 руб.

вьюнок 3 м по 15 руб.

шитье 3м по 155 руб.

1858

4 модель

платье

хлопок

1,7м

590

вьюнок 3м по15 руб.

лента 3 м по 15 руб.

тесьма 3 м по 15 руб.

1138

5 модель

блуза

жилет

юбка

сатин

хлопок

хлопок

1,5м

0,5м

2,5м

540

590

590

пуговицы 8 шт.по 5 руб.

замок 1 шт.по 35 руб.

лента 3 м по 15 руб. вьюнок 3 м по 15 руб.

шитье 1м по155 руб.

3075

6 модель

сарафан

хлопок

2,5

590

шитье 1м по 155 руб.

пуговицы 4 шт.по 5 руб.

лента атласная 3м по 15 руб.

тесьма 3м по 15 руб.

1740

Итого: 11857 рублей — расходы на изготовление коллекции, разработанной на тему «Русский народный костюм как  источник творчества при проектировании коллекции молодежной одежды».

В связи с тем, что при пошиве костюмов  используется материально-техническая  оснащенность и  оборудование, имеющееся в «швейной мастерской» и костюмы отшиваются участниками проекта под руководством педагога, материальные затраты минимальные.   

Заканчивается проект анализом сделанного, сравнением того, что было задумано, с тем, что получилось.

При завершении проекта оцениваются следующие показатели:

  • актуальность и новизна модели;
  • творческая активность участников;
  • применение новых технологий;
  • создание образа и целостного сочетания костюма;
  • выдержан до конца или нет первоначальный замысел коллекции.

Можно сделать вывод: при проектировании коллекции молодежной одежды выдержаны следующие черты русского народного костюма:
силуэт — статичный, прямой, расширенный книзу;
крой — солнце, трапеция, сильно присборенные юбки;
цвет — красный, желтый, молочный, черный;
ткани — хлопок, сатин;
отделочные материалы — лента атласная, тесьма, шитье, кружево, лента декоративная, вьюнок, бусины;
декоративное оформление — отделка рукавов, низа изделий;
головные уборы — платок, ободок декорированный бусинами в виде кокошника;
обувь — туфли красного цвета, носочки с кружевом;
украшения — колье декорированное бусинами, серьги с помпонами.

Рабочие эскизы к коллекции «Русские мотивы»

10_eskiz10_eskiz
11_eskiz11_eskiz
12_eskiz12_eskiz

Заключение

В результате данного проекта мы определили положение русского народного костюма в современном обществе и раскрыли процесс его трансформации и эволюцию в новые формы костюма.

Цель данного проекта достигнута. Мы смогли привлечь внимание подростков к культуре русского народа:

  1. посредством проектирования коллекции современной молодежной одежды с сохранением элементов русского народного костюма;
  2. подготовкой и распространением брошюры «Русский стиль в современном костюме» среди обучающихся Центра дополнительного образования и учащихся города;
  3. созданием альбома «Русский народный костюм как источник творчества при проектировании коллекции молодежной одежды «;
  4. проведением участниками проекта мастер-класса для обучающихся других детских объединений;
  5. размещением данного проекта на сайте http://irinaermakova.ru/
  6. участием во Всероссийском конкурсе проектов.

Мы постарались своей работой и проведенными мероприятиями вызвать интерес у друзей, знакомых, одноклассников к русской культуре, народным традициям через молодежную моду с сохранением элементов русского народного костюма, что более понятно подросткам.

13_rubahi13_rubahi
18_rus_common18_rus_common
21_bright_things21_bright_things
22_ornaments22_ornaments

Приложение 5

Словарь терминов   народного костюма

Армяк — в старину верхняя одежда крестьян из грубой ткани домашней выделки.

Азям — долгополый кафтан из домотканого сукна. 
Башлык — головной убор в виде капюшона с длинными концами, которые можно обматывать вокруг шеи.

Бекеша — зимний короткий мужской кафтан с меховой отделкой.
Бурнус — просторный плащ с капюшоном, отделанный тесьмой.
Гáрусник — сарафан, сшитый из гаруса — цветной шерстяной ткани, вытканной из крученых нитей.
Глазет — разновидность парчи.
Дульетка — домашняя просторная распашная одежда на вате, крытая шелком.
Епанечка — короткая утепленная кофточка без рукавов, разновидность душегрейки.
Епанча -старинный русский круглый в крое плащ из сукна или войлока без рукавов.
Жилет — мужская или женская одежда без рукавов.
Камзол — либо длинный жилет, либо одежда с рукавами, надевавшаяся под кафтан так, чтобы был виден расшитый перед.
Капот — женская просторная одежда с рукавами и сквозной застежкой спереди.

 Казакúн — полукафтан со сборками сзади и прямым воротником (стойкой), застегивающийся не пуговицами, а крючками. 
Кошýля — шуба с борами в поясе, покрытая сукном. 
Однорядка — однобортный долгополый кафтан без воротника

Кацавейка — просторная короткая утепленная кофта.

Картуз — мужской головной убор с козырьком.
Кафтан — русская старинная мужская долгополая одежда.
Кунтуш — верхняя одежда с рукавами почти до пола, с разрезами до локтя.
Манишка — вставка для мужского или женского костюма в виде небольшого нагрудника.
Опашень — женская и мужская одежда свободного покроя с длинными, сужающимися к запястью рукавами.
Охабень — длинная просторная мужская одежда с откидными рукавами вровень с подолом.
Панталоны — длинные мужские штаны.                                                
Поддевка — полукафтан или безрукавный кафтанчик, надеваемый под кафтан.
Понева — род старинной крестьянской юбки для замужних женщин.
Салоп — женская накидка с рукавами или без них, утепленная ватой или мехом.

Сермяга — кафтан из грубого некрашеного сукна (его называют еще зипуном или азямом). 
Сукман — суконный кафтан. 
Терлик — старинный короткий кафтан, отрезной по талии, часто на сборках.

Чуйка — суконный кафтан без воротника с У-образной горловиной.

23_zaya23_zaya
24_zaya24_zaya

Приложение 7

Русский стиль в коллекциях зарубежных дизайнеров

25_rus_style25_rus_style

Приложение 8

Участники проекта готовятся к презентации

26_student26_student
27_student27_student

Список литературы

  1. Аршавская  Н. М., Щербакова Л. С. Мода, стиль, красота / Н. М. Аршавская. – М.: Профиздат, 1991. — 180 с.
  2. Богомолов А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.: «Паритет», 2001. — 120 с., ил.
  3. Бояринова  С. Самые важные правила сочетания цветов / С. Бояринова.- М.: Астрель, 2010. — 91с.
  4. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях  / Н.В. Ерзенкова.- Минск «Полымя», 1994. —  250с.
  5. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды  / В.В.Ермилова.  М.: Академия, 2000. — 210 с.
  6. Ермилова В. В. Ермилова, Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В. Ермилова. – М.: Просвещение,2000.-220 с.
  7. Жак Л. Техника кроя / Л. Жак. – Петрозаводск, 1993.- 350 с.  
  8. Кибалова Л. Иллюстративная энциклопедия моды. – Прага.: Артия, 2008.- 480 с.
  9. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской  одежды   — Легпромбытиздат, 2001. — 303с.
  10. Козлова Т. В. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Просвещение, 2001.- 180 с.
  11. Летвинова И. Н., Шахова Я. А. Изготовление женской и детской одежды / И. Н. Летвинова. – М.: Легкая индустрия, 2001.- 210 с.
  12. Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 2003.- 160 с.
  13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: Аркти, 2005.- 110 с.
  14. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. — М. Центр «Педагогический поиск», 2006. — 159 с.
  15. Роуланд-Уорн Л. Костюм / Л. Роуланд-Уорн. – Дарлинг Киндерсли, 2000. — 340 с.
  16. Синичкина Е.В. Искусство стиля.-  Эксмо, 2004.- 400 с
  17. Современная энциклопедия. Мода и стиль  / Глав. Ред. В.А. Володин.  / М.:  Аванта +, 2002. — 416 с.
  18. Тильке М., Брун, В. История костюма / М. Тильке. – М.: Эксмо – пресс, 1998.- 460 с.
  19. Черемных А.И. Основы художественного конструирования / А.И.Черемных — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2008.- 380 с.
  20. Шеффер К. Секреты высокой моды / К. Шеффер. – М.: Эксмо, 2002.- 450 с.